Главная | СМИ о нас | Себестоимость строительства жилья разных классов – от комфорт- до премиум – примерно одинакова

Себестоимость строительства жилья разных классов – от комфорт- до премиум – примерно одинакова

19 апреля 2017

В больших жилых кварталах могут соседствовать корпуса, стоимость квартир в которых различается на 50–70%.

Себестоимость строительства жилья разных классов – от комфорт до премиум – примерно одинакова, сейчас девелоперы зарабатывают, продавая место и фишки, привлекающие покупателей.

В перспективе в больших жилых кварталах могут соседствовать корпуса, стоимость квартир в которых будет различаться на 50–70%, – девелоперам нужны все группы потенциальных покупателей, до которых они могут дотянуться.

Классовая смычка

В I квартале 2017 г. на рынке Москвы в продаже числилось 64 корпуса в жилых проектах эконом- и комфорт-класса общей площадью 1,15 млн кв. м, а также 187 корпусов площадью 1,13 млн кв. м, причисляемых застройщиками к бизнес- и премиум-классу (данные «Бест-новостроя»). «Конкуренция в бизнес-классе усиливается. В нем появляются проекты с высокими качественными характеристиками, но с ценами, близкими к массовому сегменту», – рассказала на круглом столе «Ведомости. Недвижимость» Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «Бест-новостроя». В 2017 г., по ее словам, эта тенденция будет усиливаться, особенно с освоением промзон. До конца года в продажу может поступить еще 0,5 млн кв. м разноклассового по названию жилья.

Наталья Кац, директор по маркетингу «Миэля»:

«Клиенту важны место, цена, метраж и статус. В зависимости от того, в каком сегменте он живет, тот или иной критерий для него становится главным. 80% сделок на московском рынке, которые проходят через нас, – это сделки по цене 160 000 руб. за 1 кв. м».

«Нет сейчас большой разницы между сегментами», – уверена Екатерина Тейн, директор департамента розничных продаж ПСН. Новостройки различаются местоположением и средним ценником, на который люди согласны. «Сейчас во всех классах важен прагматизм», – говорит Денис Попов, управляющий партнер Contact Real Estate. Квартиры, по его словам, различаются площадью: трехкомнатное жилье в комфорт-классе – 75 кв. м или меньше, в бизнес-классе – 100 кв. м, в премиуме – 130–150 кв. м, в элитке – 180–220 кв. м. «Ну, еще фасады могут быть чуть дороже, инженерия получше», – перечисляет эксперт. «У покупателей нулевая терпимость к неудобствам», – замечает Андрей Соловьев, директор по развитию «Метриум групп».

Тейн подтверждает, что комфорт-класс по параметрам почти приблизился к бизнес-классу: подземный паркинг, закрытая территория, планировки и ландшафт от лучших западных архитекторов. «У каждого девелопера есть перечень must have в проекте (набор обязательных характеристик, без которых сложно реализовать проект даже эконом-класса), но, по сути, мы становимся кустарями, производящими уникальный продукт и получающими своего клиента», – рассуждает Павел Брызгалов, директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер». Кто-то предлагает супер-школу с уникальным образованием, кто-то внутренний парк, который преображает бывшую промзону, никогда не видевшую зелени. Но если макроэкономическая ситуация будет ухудшаться, то какие бы фишки девелоперы ни придумывали, каких бы архитекторов ни приглашали, никто покупать не будет, опасается Анатолий Францев, президент ГК «Инград» (в то же время, по его словам, компания продолжает приобретать площадки в Москве и области).

«Классификация – вопрос упаковки и маркетинга», – категоричен Алексей Белоусов, коммерческий директор Capital Group. На рынке много примеров, когда проект причисляется к комфорт-классу только потому, что для бизнес-класса в нем слишком много квартир. А кто-то, в надежде продать дороже, «задирает планку».

«Если расположение позволяет, то застройщикам интереснее делать именно проекты бизнес-класса, тогда запас для наращивания цен больше, – считает Андрей Соловьев. – В массовом сегменте есть некий потолок цен, превысив который, девелопер рискует ограничить спрос. Более обеспеченные клиенты бизнес-класса готовы платить больше за комфортное жилье».

Новая эра

В Москве наступила «новая эра девелопмента», говорит Белоусов. Застройщики теперь застраивают гектары. Встает вопрос: чем и как их застраивать? И в эконом-, и в комфорт-, и в бизнес-классах девелоперу сейчас надо прикладывать много усилий, чтобы привлечь потребителей. «Не могу сказать, что какой-то сегмент сейчас продается легко», – признается Тейн. Ее компания думает о том, чтобы сделать симбиоз классов в одном большом проекте. «Понятно, что разброса – у кого-то отделка за 20 000 руб. за 1 кв. м, у кого-то за 150 000 руб. – не будет, но разница в ее стоимости может быть в 2 раза».

Александр Красавин, первый заместитель председателя правления «Баркли»:

«Все девелоперы разделяются на два клана: одни занимаются ценовым демпингом и не смотрят на качество продукта. Это может быть обусловлено разными причинами: производственными мощностями, которые надо загружать, или хорошей работой с себестоимостью, или неумением работать с качеством продукта. Другие больше занимаются оптимизацией и пытаются получить добавленную стоимость за счет как маркетинговых решений, так и немаркетинговых».

«В больших проектах мы рассматриваем возможность деления на разные классы: и в существующем, и в том, который планируем вывести в будущем году, и предложить покупателям квартиры «на разный бюджет», – вторит коллеге Ирина Прачева, первый заместитель гендиректора «Дон-строй инвеста». По похожему пути идет «Интеко». «В проектах по 300 000–400 000 кв. м мы строим жилье с разницей в цене в 50-70%, – рассказывает Алексей Болдин, гендиректор «Магистрата» (занимается розничной продажей объектов недвижимости ГК «Интеко»). «Наши расчеты показывают, что, если оставаться в одной рыночной нише, мы не сможем продать много, если не будем демпинговать. А рыночная кредитная нагрузка демпинга не выдержит», – объясняет он.

По словам управляющего партнера Savills в России Дмитрия Халина, застройщики «закладывают в финансовую модель и такие расчеты: если мы что-то не продадим, будем сдавать в аренду».

Цена денег

Банки сейчас кредитуют стройку под 13–14%, но получить проектное финансирование становится все сложнее. «Строить» и «зарабатывать» – это уже не процесс и результат, это два разных глагола, сожалеет Дмитрий Котровский, партнер «Химки групп». Он рассказал, что до 2014 г. банки определяли выдачу очередных траншей выполненными работами, а сейчас смотрят на продажи квартир: «Банки не верят в то, что застройщики выполнят планы по продажам. И не хотят получать в итоге непрофильный актив, с которым непонятно, что дальше делать».

«Дон-строй» сейчас только гасит старые кредиты, новые не привлекает вообще, рассказала Прачева.

У застройщиков наступили сложные времена, резюмирует Алексей Трещев, директор по городской и загородной недвижимости Knight Frank, экономическая модель девелопмента усложнилась при нынешних ставках на кредиты и администрировании. «Сейчас девелоперы переориентируются с госпоставщиков на частные предприятия (по арматуре, бетону и проч.). Чтобы избежать ежегодного 30%-ного повышения стоимости стройматериалов», – рассказывает Екатерина Фонарева, глава департамента жилой недвижимости Colliers International.

Алексей Белоусов, коммерческий директор Capital Group:

«Себестоимость у всех одна и та же: разница в 20 000 руб. с 1 кв. м при условии, что мы выводим квартиры на рынок по цене 200 000 руб., для меня несущественна. Да, есть затраты на приобретение участка, коммуникации, подключение. Вопрос – почему на финише может оставаться по 30, 40, 50% непроданных квартир? Тут либо проблема с продуктом, либо жадность девелопера».

«Сейчас большие остатки [непроданных квартир] и рост предложения, но спрос вряд ли будет расти даже такими темпами, какие были в 2016 г. Если все останется, как есть, ситуация усугубится», – прогнозирует Халин. Поэтому банки вместе с застройщиками все активнее ищут новые механизмы продаж: очень длительная рассрочка, «двойная ипотека» для покупателя. Последняя, по словам Болдина, представляет собой ломбардное кредитование старой квартиры, которую надо продать, и кредит на новую, которую покупают: «Человек живет до последнего в своей квартире – до того момента, когда ее надо продать и переехать в новую».

В мире сейчас происходит вымывание среднего класса, рассуждает Сергей Нотин, директор по инвестициям «Сити – XXI век». А это значит, что число покупателей в сегменте выше массового неминуемо сокращается. «Емкость рынка бизнес-класса не бесконечна. То число проектов, которые сейчас реализуются, на мой взгляд, предельно», – подчеркивает Наталья Кац, директор по маркетингу «Миэля». «Накрутка кадастровой стоимости, рост налогов будут побуждать некоторых собственников – особенно тех, у кого много квартир, – выставить их на продажу. То есть вторичный рынок упадет на предложение новостроек», – прогнозирует Трещев.

По данным «Миэля», в 2014 г. в среднем на вторичном рынке Москвы покупали 60 кв. м по средней цене 190 000 руб. за 1 кв. м. В 2016 г. эти показатели уменьшились на 19% – до 53 кв. м и 176 000 руб. за 1 кв. м.

Жилье бизнес-класса в среднем стоит более 200 000 за 1 кв. м, по данным агентств недвижимости.

Согласие на обработку персональных данных

Настоящим, свободно, своей волей и в своем интересе даю ЗАО «МИЭЛЬ» (ОГРН 1057748261526, ИНН 7709631538, КПП 770901001, адрес: 109004, г. Москва, ул. Николоямская, д. 40, стр. 1) (далее - Компания) согласие на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, размещенной на настоящем сайте (далее - Сайт), с целью: обработки моего запроса, направленного через форму обратной связи, коммуникации со мной в целях, связанных с обработкой и выполнением моего запроса с помощью различных средств связи, а именно посредством: интернет; сообщений на адрес электронной почты; коротких текстовых сообщений (SMS) и мультимедийных сообщений (MMS) на номер телефона; а также посредством использования информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями (мессенджеров); телефонных звонков; а также в целях продвижения Компанией товаров и услуг, проведения электронных или SMS опросов, контроля маркетинговых акций, клиентской поддержки, контроля качества услуг, оказываемых Компанией, а также для внутренней статистики Сайта, для чего разрешаю совершать с моими персональными данными следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение (в электронном виде и на бумажном носителе), уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение, передачу (в том числе передачу третьим лицам, не исключая трансграничную передачу, если необходимость в ней возникла в ходе исполнения обязательств), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

Право на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, помимо ЗАО «МИЭЛЬ» дается также юридическим лицам, использующим Товарных знак «МИЭЛЬ» на основании лицензионных договоров, а также юридическим лицам, входящим в Сеть офисов недвижимости «МИЭЛЬ» и использующим Товарный знак «МИЭЛЬ» на основании договоров коммерческой концессии (франчайзинга), договоров коммерческой субконцессии (субфранчайзинга).

Одновременно даю свое согласие и не возражаю, чтобы Компания или иные лица по ее поручению отправляли сообщения, в том числе рекламного характера или иную информацию иного содержания на номер телефона или адрес электронной почты, или с использованием иных средств связи, указанных мной в форме обратной связи. Также даю свое согласие (не возражаю) на передачу третьим лицам персональных и иных данных, в том числе для целей их обработки, для обеспечения функционирования Сайта, реализации партнерских и иных программ, при условии обеспечения в отношении передаваемых данных режима, аналогичного режиму, существующему на Сайте, в том числе включая, но не ограничиваясь, передачу персональных данных лицам, аффилированным Компанией или заключившим с ней договоры, а также третьим лицам в случаях, когда такая передача необходима для использования Клиентом (Пользователем) определенного сервиса либо для исполнения определенного соглашения или договора с Клиентом (Пользователем).

Настоящее согласие предоставляется с момента заполнения формы обратной связи на Сайте, срок его действия неограничен. Настоящее согласие может быть отозвано мной в любой момент посредством направления соответствующего письменного заявления по адресу ЗАО «МИЭЛЬ» указанному в настоящем согласии.