Главная | СМИ о нас | Покупашка катается

Покупашка катается

2 октября 2018

Как вычислить риелторов-мошенников.

Сделка с жильем - дело всегда ответственное и нервное, хотя бы потому, что суммы в этих транзакциях всегда фигурируют серьезные, а механизм процесса человеку, который не занимается риелторской деятельностью, скорее всего, не вполне понятен. Агенты по недвижимости вовсю жонглируют непонятными формулировками и сокращениями - с первого раза и не поймешь, о чем вообще идет речь.

Впрочем, сделать выводы о профессионализме риелтора вполне можно, не вникая в тонкости их работы. О том, на что обратить внимание при общении с квартирным агентом, «Лента.ру» расспросила участников рынка недвижимости и профессиональных психологов.

«"Покупашка панельной двушки-распашонки, катается". Так описывается покупатель, находящийся уже не первый месяц в поисках двухкомнатной квартиры с окнами, выходящими на разные стороны в панельном доме, причем клиент не торопится со сделкой и безрезультатно просматривает уже n-ный по счету объект», - приводит пример риелторского сленга Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE.

«Профессиональный сленг риелтора, как разговорный, так и письменный, отличается от языка обычного человека, который в первый раз участвует в сделке на рынке недвижимости, - соглашается Александр Лунин, ведущий менеджер департамента вторичного жилья агентства недвижимости «Азбука Жилья». - ППФ - простая письменная форма, ДКП - договор купли-продажи; ДДУ - договор долевого участия. Доки - документы, профинансировать - оплатить, и так далее. Опытный риелтор, послушав начало фразы собеседника, сразу поймет, кто с ним общается - специалист в области недвижимости, агент-брокер или простой обыватель».

«Сленг риелторов различается в разных городах, - добавляет Юлия Антясова, руководитель офиса «Новогиреево» «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости». - Классические "подъезд" и "парадная" - это Москва и Санкт-Петербург. То, что в Москве называется "башня" (высокий дом с одним подъездом), в других городах может называться "свечка", "точка"».

«"Покупашка" - далеко не единственное определение клиента, - развивает тему Литинецкая. - На риелторском сленге встречаются "туристы", которые ездят на объект "просто посмотреть". Любителей пентхаусов называют "карлсонами", арендатора, часто съезжающего с одной квартиры на другую, "кроликом". Клиента, пытающегося не платить комиссию агенту - "мутным". Конечно, все эти определения используются исключительно между риелторами. Сами покупатели никогда не узнают, что они "туристы" или "карлсоны"».

Говорим по-русски

Профессиональные риелторы не будут разговаривать на сленге с клиентом, считает большинство опрошенных «Лентой» экспертов. «Если риелтор "сыпет" жаргонизмами при общении с клиентом, это показатель низкого профессионального уровня, - уверен Константин Барсуков, генеральный директор компании «Релайт-Недвижимость». - Многие профи даже в общении друг с другом стараются не употреблять жаргонные выражения, чтобы не привыкать к ним. Все эти "двушка", "договорчик", "сделочка" допустимы в словах клиента, но никак не риелтора. Плох тот риелтор, который разговаривает с клиентом на непонятном ему языке».

Настоящий профессионал не использует в речи специальные слова, но может объяснить значение любого, считает Николай Лавров, вице-президент ГК АРИН, руководитель жилищной программы «Переезжаем в Петербург», отмечая, что само по себе использование сленга все-таки еще не означает низкого профессионализма. «Человек с кнопочным телефоном, использующий в общении устаревшие сленговые слова, скорее всего работает уже более 20 лет, - говорит эксперт. - Человек, использующий новые непонятные слова, американизмы, современные гаджеты и активно вам чего-то предлагающий - скорее всего пудрит вам мозги и риелтором не является. Это сотрудник строительной компании или рекламного агентства».

Что само по себе и неплохо - у многих застройщиков есть собственные отделы продаж. «Разницы между сотрудниками агентств и подразделениями застройщика для клиента нет и не должно быть, - говорит коммерческий директор ФСК «Лидер» Ольга Тумайкина. - Профессиональный агент, менеджер, риелтор будет разговаривать на языке своего клиента - доступном и понятном. Он может пользоваться профессиональными терминами, но только разъясняя, что имеется в виду».

Но вот если клиента пытаются ввести в заблуждение, представляя сотрудника отдела продаж риелтором из агентства недвижимости, это уже повод насторожиться, добавляет Николай Лавров.

«Речь настоящего профессионала, который не пытается им казаться за счет использования жаргонизмов, а является таковым на самом деле, должна быть грамотной, - резюмирует Наталия Борзенкова, руководитель офиса «Митино» департамента вторичного рынка «ИНКОМ-Недвижимость». - Хотя во время общения между собой риелторы и правда часто используют сленговые выражения, некоторые из которых весьма забавны, а также обмениваются новыми словечками».

Пионерам просьба не беспокоить

«Профессионал должен владеть терминологией в области инвестиций, разбираться в юридических нормах в сфере недвижимости. Если этого нет, скорее всего, он не сможет дать качественную оценку объекту, оперативно выявить в договоре слабые места, выстроить историю объекта (особенно для вторичных продаж), оценить планировочные решения квартиры и планы БТИ, в том числе правильно прочесть сокращения на чертежах и т.д., - рассуждает Ирина Мошева, управляющий директор Moscow Sotheby's International Realty. - Если риелтор не знает всей этой специфики, это должно насторожить и предупредить о том, что перед вами неопытный человек».

«Тревожным звоночком» может стать упрощение проблем риелтором, говорит заместитель генерального директора по продажам АН «Бон Тон» Валерия Цветкова: «Неопытный агент приукрашивает действительность и говорит те вещи, которые желает услышать клиент. И только потом обнаруживается несоответствие между реальным положением дел и той картинкой, которую нарисовал риелтор. Грамотный специалист сразу представит ситуацию с необходимой для клиента конкретикой». Кстати, на риелторском сленге у начинающего риелтора тоже есть свое обозначение, говорит Наталия Борзенкова: неопытного агента коллеги называют «пионером».

«Стоит обратить внимание на то, насколько ваш агент внимателен к вашим запросам: оперативно ли он отвечает на телефонные звонки, не опаздывает ли он на назначенную встречу, насколько предлагаемые им варианты квартир отвечают пожеланиям покупателя (например, семья ищет двухкомнатную квартиру у метро, а им предлагают "замечательную трешку - метро далеко, зато дом у парка"), - рекомендует Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой». - Однозначно должны насторожить попытки хамства, желание навязать свою точку зрения ("Зачем вам такая планировка", "В этом районе ничего хорошего нет") и отсутствие желания помочь клиенту (фразы, начинающиеся со слов "Ну, если хотите ")».

«Определить непрофессионала можно, задав ему наводящие вопросы по сделке, - советует Мария Литинецкая. - Уточните, как проходит электронная регистрация, набирающая все большую популярность на рынке. Если риелтор действительно хороший специалист, то он должен быть в курсе последних тенденций и внедряемых технологий». А вот так называемые «черные риелторы» так просто проверке не поддадутся, отмечает эксперт: «Увы, именно "черные маклеры" зачастую обладают самыми глубокими знаниями о рынке и способах продажи жилья разными способами, в том числе без участия собственника».

Транс, гипноз, зомбирование

«Аферисты из этой сферы пользуются, как правило, человеческими слабостями: инфантилизмом (риелтор - хороший человек, зачем проверять информацию), ленью что-то изучить и сделать самостоятельно, жадностью (хватать самое дешевое предложение на рынке), нежеланием брать на себя ответственность за каждый этап (мне сказали, значит так и есть), - говорит Елена Перелыгина, клинический психолог, гипнолог, НЛП-тренер. - Конечно, эти лжериелторы имеют и свои наработки, как обмануть, завлечь, выманить деньги. Они часто владеют навыками манипулирования, зомбирования и даже гипноза».

«При общении со специалистом не попадайте в транс. Принимайте решение осознанно, обосновывая свои решения не сиюминутной выгодой и желанием, - советует психолог Виктор Савицкий. - Это опасно. Готовьтесь к встрече. Держитесь осторожно, ведите себя гибко и уверенно, задавайте встречные вопросы, уточняйте, следите за невербальной реакцией и противоречиями в словах и поведении. Если вы начали замечать какие-либо противоречия в поведении риелтора, то такое поведение следует обязательно озвучить и уточнить. Например, спросить: "Вы сказали, что это выгодно и порозовели. Кому это выгодно?" Не следует стесняться».

Иван Зубеня, управляющий партнер агентства «Ангелы бизнеса», советует при общении с риелтором обратить внимание на его внешний вид. «Если риелтор одет слишком пафосно, это может быть косвенным признаком афериста. Если слишком бедно - возможно, он плохо работает и мало зарабатывает, - говорит эксперт. - Обратите внимание на качество и количество мобильных телефонов у риелтора. Если у него много дешевых телефонов, скорее всего, он их скоро выкинет - это косвенный признак недобросовестности». Насторожить, по мнению эксперта, может излишняя болтливость, особенно если риелтор торопит со сделкой. О нервозности человека, возможно, связанной с ситуацией обмана, говорят потливость, несвязная речь, ответы не по теме, нежелание смотреть в глаза клиенту.

Смотреть риелтору в глаза, отслеживая его реакцию, советует и Виктор Савицкий: «Не стесняйтесь уточнять до тех пор, пока у вас не появится действительное понимание ситуации, - говорит эксперт. - Хорошие специалисты не торопят, готовы подсказать, хотя могут что-то и не договаривать. Обманщик чаще говорит в ультимативной форме, обобщает, торопит с принятием решения, хохмит, упрямится. Как только у него что-то не получается, и он понимает, что это заметили, становится агрессивным, нервничает».

Елена Перелыгина советует насторожиться, если при работе с риелтором клиенту выдается много противоречивой информации, предлагаются выгодные для клиента невиданные, нерыночные условия сделки, когда несколько раз подряд происходит некий форс-мажор, меняющий намеченные планы. «В плане вербальной коммуникации осторожничать стоит, когда специалист очень быстро говорит, либо перескакивает с одной темы на другую и в процессе может использовать непонятные термины или неизвестно зачем вставлять не относящуюся к делу информацию, - говорит эксперт. - Или если вам предлагают подписать какие-либо бумаги, пока вы не до конца поняли условия. Внимательнее, если риелтор запугивает тем, что в других местах много обмана. Это может косвенно свидетельствовать о его цели, на которой он фиксирован».

Согласие на обработку персональных данных

Настоящим, свободно, своей волей и в своем интересе даю ЗАО «МИЭЛЬ» (ОГРН 1057748261526, ИНН 7709631538, КПП 770901001, адрес: 109004, г. Москва, ул. Николоямская, д. 40, стр. 1) (далее - Компания) согласие на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, размещенной на настоящем сайте (далее - Сайт), с целью: обработки моего запроса, направленного через форму обратной связи, коммуникации со мной в целях, связанных с обработкой и выполнением моего запроса с помощью различных средств связи, а именно посредством: интернет; сообщений на адрес электронной почты; коротких текстовых сообщений (SMS) и мультимедийных сообщений (MMS) на номер телефона; а также посредством использования информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями (мессенджеров); телефонных звонков; а также в целях продвижения Компанией товаров и услуг, проведения электронных или SMS опросов, контроля маркетинговых акций, клиентской поддержки, контроля качества услуг, оказываемых Компанией, а также для внутренней статистики Сайта, для чего разрешаю совершать с моими персональными данными следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение (в электронном виде и на бумажном носителе), уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение, передачу (в том числе передачу третьим лицам, не исключая трансграничную передачу, если необходимость в ней возникла в ходе исполнения обязательств), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

Право на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, помимо ЗАО «МИЭЛЬ» дается также юридическим лицам, использующим Товарных знак «МИЭЛЬ» на основании лицензионных договоров, а также юридическим лицам, входящим в Сеть офисов недвижимости «МИЭЛЬ» и использующим Товарный знак «МИЭЛЬ» на основании договоров коммерческой концессии (франчайзинга), договоров коммерческой субконцессии (субфранчайзинга).

Одновременно даю свое согласие и не возражаю, чтобы Компания или иные лица по ее поручению отправляли сообщения, в том числе рекламного характера или иную информацию иного содержания на номер телефона или адрес электронной почты, или с использованием иных средств связи, указанных мной в форме обратной связи. Также даю свое согласие (не возражаю) на передачу третьим лицам персональных и иных данных, в том числе для целей их обработки, для обеспечения функционирования Сайта, реализации партнерских и иных программ, при условии обеспечения в отношении передаваемых данных режима, аналогичного режиму, существующему на Сайте, в том числе включая, но не ограничиваясь, передачу персональных данных лицам, аффилированным Компанией или заключившим с ней договоры, а также третьим лицам в случаях, когда такая передача необходима для использования Клиентом (Пользователем) определенного сервиса либо для исполнения определенного соглашения или договора с Клиентом (Пользователем).

Настоящее согласие предоставляется с момента заполнения формы обратной связи на Сайте, срок его действия неограничен. Настоящее согласие может быть отозвано мной в любой момент посредством направления соответствующего письменного заявления по адресу ЗАО «МИЭЛЬ» указанному в настоящем согласии.